Финикийцы и их население
Финикийцы
прибыли к берегам Туниса в конце ХII века. В 1101 г. до н.э. они основали
Утику, затем Гиппон, Хадрумет, Лептис и ряд других колониальных поселений,
которые были их опорными пунктами, святилищами и факториями. Среди этих поселений
наибольшую известность приобрёл г. Карфаген (по-арабски "Картаж"),
основанный в 814 г. до н. э.
После того, как ассирийский царь Тиглатпаласар III (745-727 гг. до н.э.) покорил
Тир (Триполи ливанский), Сидон (ливанская Сайда) и другие восточно-финикийские
города, Карфаген стал центром западно-финикийских колоний. Римляне называли
их "пунами", поэтому всё связанное с пунами и их цивилизацией ныне
традиционно именуется "пуническим".
Финикийские колонии представляли собой античные города-государства, которые
жили за счет торговли и сельского хозяйства. Именно финикийцы завезли в Тунис
оливковое дерево и распространили его по всей Северной Африке и Испании. Макситаны
- местное земледельческое население страны - не только взимали с финикийцев
дань за право основывать колонии и торговать на их земле, но и перенимали
у пришельцев новые агрономические навыки. Так продолжалось до середины VII
в. до н. э. Именно в это время Карфаген погрузился в череду победоносных войн,
в результате которых в 516 г. до н. э. возникла Триполитания, под властью
которой находились западная часть острова Сицилия, о-в Сардиния, часть острова
Корсика, Болеарские острова, Южная Испания и всё побережье Северной Африки
от Гибралтара до Филеновых жертвенников, за которыми начинались владения второй
сверхдержавы региона - греческой Кирены, основного противника финикийцев.
В V в. до н.э. финикийцы подчинили себе Канарские о-ва и атлантическое побережье
Марокко.
Только крупное поражение карфагенян в 480 г. до н.э. приостановило их продвижение
в Южной Италии и спасло эллинский мир от полного уничтожения.
Карфаген того времени был сочленением в единое целое пунических городов, союзных
племён и покорённых провинций. Центром же была территория современной Тунисской
республики, где находились 23 пунических города и провинция Ливия. Многоэтажные
кирпичные здания, защищённая гавань и тройная линия крепостных стен.Вот что
представлял собой в III в. до н.э город, в котором проживало около 700 тысяч
жителей. В стране было множество библиотек, некоторые труды (к примеру, отчёт
о морских экспедициях "Перипл" Ганнона, труды карфагенских историков
сочинения по агрономии и т.п) были частично или полностью переведены на греческий
и латинский языки. Карфагенская армия состояла, в основном, из наёмников и
насчитывала несколько сот тысяч воинов. Широко использовалась военная техника,
особенно метательные и осадные машины, колесницы. В IV в. до н.э. были "приняты
на вооружение" боевые слоны. Но надо заметить, что высокий уровень культуры
сочетался с кровавым культом Молоха - одного из воплощений финикийского божества
Ваала - который требовал от карфагенян человеческих жертвоприношений.
В III в. до н.э. всё возрастающее могущество Рима повлекло за собой прямое
столкновение между двумя крупнейшими государствами эпохи. Эти столкновения
вошли в Историю как "Пунические войны". В результате первой Пунической
войны, которая шла с 264 по 241 г. до н.э. Карфаген лишился Cицилии, Сардинии
и Корсики. После окончания второй Пунической войны (с 218 по 201 г. до н.э.)
в которой на стороне Рима выступил нумидийский царь Масинисса, получивший
в последствии в своё владение ряд пунических городов между Табаркой и Мулуей,
от империи остались жалкие остатки - лишь территория современного Туниса.
Именно во время второй Пунической войны взошла и погасла звезда одного из
величайших полководцев древности - Ганнибала.
В последствии коварный Масинисса присоединил к своей Нумидии несколько районов
того, что ещё оставалось от Карфагена. Карфагеняне защищались, как могли.
Их попытки спасти себя и свою родину переросли в самую короткую из Пунических
войн - третью (149 - 146 гг. до н.э.). Силы были неравны и некогда могущественный
Карфаген пал. "Карфаген должен быть разрушен". Намеченное было исполнено.
Земля города была предана проклятию, его территория обеспложена тоннами соли,
прекрасные здания разрушены, а плодородные земли розданы участникам победоносного
похода.
Сегодня посетить руины Карфагена может любой гость Туниса. Но осмотреть всё
не удаётся практически никому - на части объектов до сих пор идут раскопки,
а остальное раскидано по огромной территории (вспомните размеры города в эпоху
его расцвета!) и обойти эту территорию физически невозможно. Поэтому туристы
обычно останавливают своё внимание на наиболее сохранившихся и самых масштабных
памятниках. К сожалению, почти все эти памятники были созданы не пунами, а
римлянами. До сих пор поражают воображение руины терм Антонина - одного из
крупнейших курортных комплексов того времени.
Эти термы уступают в своих размерах лишь термам Траяна, расположенным в Риме.
Также стоит посмотреть римский же амфитеатр на 50 тысяч зрителей.
Мы можем получить представление об искусстве Карфагена, основываясь на результатах
раскопок в некрополях VII - II веков до н.э., находящихся в окрестностях города.
Наряду с предметами иноземного происхождения (Египет, Греция и Этрурия), которые,
как впрочем, и сейчас, ценились выше предметов производства местного, найдено
немало предметов, созданных в самом Карфагене. Это саркофаги, маски, статуэтки,
керамика, изделия из металла и цветного стекла, а также ювелирные изделия
и монеты. Основными материалами для карфагенской скульптуры служили стеклянная
паста, слоновая кость и раскрашенная терракота. Преобладала мелкая пластика.
Самыми древними скульптурными произведениями считаются глиняные маски (VII
- VI вв. до н.э.), обнаруженные также в некрополях других пунических городов.
Кроме собственно масок существовали и маски для отпугивания злых духов, в
которых верили карфагеняне. Уникальны мраморные саркофаги III века, найденные
в 1902 г. Среди них - саркофаг с изображением прекрасной молодой женщины,
окутанной крыльями большой птицы, - предполагаемое изображение обожествлённой
жрицы культа богини Танит (ныне хранится в археологическом музее г. Тунис).
Тысячами на ранее подвластных Карфагену землях находят жертвенные стелы, посвящавшиеся
богам Ваал Хаммону и Танит.